Очередной выпуск программы «Среда с Петросяном» вышел в эфир из Вены, где сейчас проходит Международный форум Waste-to-Energy. И как раз в среду состоялся симпозиум по путям удаления, переработки и использования шлаков и золы, образующихся при термической обработке отходов. Валерий Самсонович рассказал о том, что обсуждали ведущие учёные, а также ответил на вопросы наших подписчиков.
Зачем этот симпозиум?
В зависимости от состава отходов, при их переработке в энергию может образовываться несколько процентов шлаков и золы. Имея в виду достаточно токсичный состав, приходится очень серьезно обсуждать оптимальные пути переработки этих компонентов, удаления из смесей продуктов переработки отходов и их использования.
Все докладчики представляли компании, которые занимаются этой проблемой очень серьезно в течение многих лет, и рассказывали о результатах, полученных буквально в последние месяцы. Они еще не опубликованы нигде, ни в каких научных статьях, обзорах и монографиях.
Чем зола отличается от шлака?
Зола, которая образуется, как правило, при горении пластиков и каких-то других мономерных и полимерных органических веществ, содержит в себе углерод, водород, иногда какие-то кислородсодержащие молекулярные функции. Зола может быть как твердой, так и летучей.
Что касается шлаков, здесь ситуация более сложная. В их составе содержатся металлы, поэтому нужны особые подходы. Основное внимание на сегодняшнем экспертном форуме было посвящено как раз шлакам, которые образуются при термической переработке отходов в электроэнергию.
Что нового обсуждали?
Представители компаний – по два из Дании и Швейцарии и по одному из Австрии, Нидерландов и Чехии, все люди мирового экспертного уровня – рассказывали о новейших достижениях.
Во-первых, о блестящих результатах по выделению из шлака металлов – железа, алюминия, цветных и драгоценных металлов. Например, одна из компаний в 2017 году из 370 тысяч тонн шлаков смогла добыть 48 кг золота и 1250 кг серебра.
Но главное, что обсуждали - способы обращения с золой и шлаками, которые позволяют все больше повышать их безопасность. Например, новейшие исследования, доказывающие, что влажные методы обработки золы и шлаков на 15% эффективнее обработки сухой золы и сухих шлаков.
Одной из компаний при работе с отходами, содержащими алюминий и медь, на заводах по переработке отходов в энергию удалось достичь практически полного извлечения алюминия и меди. Компании, которые будут заниматься переработкой золы и шлаков и освоят эти новейшие методы выделения металлов, эти металлы могут продавать.
Как ведет себя зола, если её просто отвозят на полигон и высыпают?
Тело свалки – химическая бомба замедленного действия. Когда наступает весна и начинает припекать солнце, оживляются молекулы, находящиеся в теле свалки. Они начинают двигаться, увеличивается вероятность столкновения одних молекул с другими, т.е. могут протекать химические реакции. И они как правило экзотермические, протекают с выделением энергии, которая может тратиться на возбуждение атомов углерода в золе и шлаках. Следовательно, они могут окисляться кислородом воздуха, давать угарный газ, который будет загрязнять атмосферу. Могут образовываться полициклические ароматические углеводороды, в т.ч. полиядерные ароматические канцерогены – они могут наносить очень серьезный ущерб здоровью людей, которые могут оказаться в зоне свалок.
Какими должны быть полигоны для хранения золы? Как обезопасить работников?
Никаких полигонов по хранению золы и шлаков быть не должно, так как они со временем превращаются в летучий пепел. А он представляет собой те самые канцерогенные полиядерные ароматические углеводороды, которые ветер может разносить по всему земному шару.
Почему Швеция готова принимать чужой мусор и жечь его на своей территории? Что там делают с золой?
Швеция - мировой лидер по использованию технологии термической переработки отходов в энергию. Количество этих заводов уже превысило количество отходов, которое в Швеции производится. Поэтому эта страна, имея такие богатейшие технологические возможности, действительно закупает отходы у соседей. В частности, Швеция уже подписала договор с Норвегией о покупке у неё в 2019 году 980 тысяч тонн отходов, чтобы превратить их в электроэнергию.
Что касается того количества небольшого золы и шлаков, которые будут образовываться, то Швеция будет использовать их в качестве дополнительных материалов при строительстве дорог. Сегодняшние доклады специалистов из Голландии, Австрии, Чехии, Швейцарии и Дании показали, что никаких токсичных свойств эти дороги не проявляют. Бетон и цемент настолько связывают золу и шлаки, что ничего не улетает в атмосферу.
Где учился и какие научные работы?
Учился я на Химическом факультете МГУ, сделал там дипломную работу, затем кандидатскую под руководством выдающегося советского ученого, академика Олега Александровича Реутова. Потом защитил докторскую диссертацию. Проходил научную стажировку в США в течение года у выдающегося американского профессора Джона Робертса в Калифорнийском технологическом институте. После защиты докторской диссертации стал профессором Химического факультета МГУ. Уже 12 лет являюсь заслуженным профессором МГУ. Читал лекции как приглашенный профессор в Италии, Германии по заданию ЮНЕСКО, в Австралии, Южной Америке. Делал доклады на всех континентах по приглашению международных научных комитетов. В общем, как говорится, поживёте с моё - тоже увидите и услышите столько же, сколько и я.