Переработка мусора уже давно стала не только насущной необходимостью более-менее цивилизованного человечества, но и выгодным бизнесом. В России с этим пока все не очень хорошо. Мусор вывозится в основном на полигоны, т.к. это обходится дешевле.
Например, тот же вывоз строительного мусора в Балашихе или вывоз ТБО из Железнодорожного на полигон на востоке Московской области обойдется всего в 400 руб. и 3300 руб. соответственно.
В Европе цены на вывоз мусора намного выше. Но и уровень переработки мусора там находится на очень высоком уровне. Заводы по утилизации также выглядят не в пример нашим, российским. И, наверное, самым известным и эталонным среди них по праву является переработке мусора в Вене. О нём и пойдет сегодня речь.
Завод по переработке мусора в Вене перевернул все наши представления о мусоросжигательных заводах. Мало того, что он разместился в самом центре столицы Австрии, неподалеку от университета, так его необычайный архитектурный стиль привлекает всё большее количество туристов. Такими почестями завод обязан своему проектировщику - Фриденсрайх Хундертвассеру. Будучи самым эксцентричным архитектором, обладая опытом проектирования мусороперерабатывающих заводов, Фридрих Штовассер не сразу согласился проектировать завод по сжиганию мусора в Вене. Лишь получив обещания, что здесь будут использоваться новейшие технологии, архитектор согласился.
Завод приобрел нынешний вид в начале 90-х прошлого столетия. Он появился после реконструкции комбината по термической обработке ТБО «Шпителлау». Очистные сооружения завода занимают более 2/3 его территории. Каждый год здесь уничтожается 250 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Тепло, выделяемое при сжигании мусора, идет на отопление более 60 000 квартир. Таким образом, завод по переработке мусора в Вене решает сразу две насущные проблемы - отопление части жилых домов и экологичное уничтожение мусора.
На заводе используется Австрийская технология сжигания мусора. Отходы доставляется на завод 250 единицами транспорта каждый день с семи утра до трех часов дня. Машины с мусором проходят процедуру взвешивания на двух платформах, после чего вываливают содержимое через люки в общий контейнер объемом 7 тыс. м3. Здесь работают два крана, каждый по 4 м3, которые хватают мусор из большого контейнера и отправляют на конвейер для прохождения процесса очистки. Пройдя гидравлический пресс, отходы следуют к растапливающей решетке.
Благодаря трем ступеням очистки, системе снижения уровня токсичных веществ в выхлопных газах, завод минимизировал вредные для природы и человека выбросы и занял лидирующую позицию среди предприятий по сжиганию мусора. Дым сначала очищается от пылевых компонентов трехпольным электрическим фильтром, после этого проходит через специальную жидкость, в ней он освобождается от вредных примесей, там же производится его охлаждение и насыщение парами воды. Первая ступень фильтра задерживает пыль, хлористый и фтористый водород, частицы тяжелых металлов. Второй этап фильтрации очищает дым от сернистого газа. На последнем шаге фильтрации осаждаются разного рода примеси. Таким образом, прохождение печного газа через системы очистки с катализаторами позволяет почти полностью избавить выбросы ведущего мусоросжигательного завода Вены от многих вредных химических веществ. Завод по переработке мусора в Вене - это экологичность
На первый взгляд, может показаться, что сжигание мусора не решение глобальной проблемы нарастания отходов. Но использование новейших очистных технологий, слежение уровня выброса завода в реальном времени (над воротами завода установлено световое табло со значениями выбросов), позволяют сжигать отходы без вреда здоровью населения и окружающего мира. Доказательства тому, город Вена, которая является одним из самых чистых столиц в Европе.