Чтобы сократить количество пластиковых отходов, во многих странах введена плата за одноразовые пакеты, а где-то их вовсе запретили продавать в супермаркетах. Покупателям предлагают пользоваться принесенными с собой многоразовыми сумками. Как эти меры повлияли на окружающую среду?
В Англии бесплатные пакеты перестали выдавать в 2015 году. Сейчас они стоят по 5 пенсов (5 рублей), но в ближайшее время цена может увеличиться вдвое. В Нидерландах бесплатные пластиковые пакеты запретили в 2016 году. В Ирландии — в 2002. Сначала там брали по 15 центов (13,5 рублей) за сумку, но уже через 5 лет цена выросла до 22 (19,8 рублей). Исследования показали, что 90% покупателей в этой стране перешли на использование многоразовых сумок.
В июле этого года обязательный сбор за пластиковые пакеты ввела Япония. В среднем цена составляет 3 йены (2 рубля) за сумку. Изначально было объявлено, что «новая жизнь» начнется в апреле, однако затем срок сдвинули на три месяца. Это время магазины и местные власти использовали, чтобы раздать бесплатные многоразовые сумки покупателям и убедить их использовать. А на кассах привычным стал вопрос, взял ли покупатель такую сумку с собой.
Не с первого раза удалось ввести в действие этот закон и в американском штате Нью-Йорк, жители которого ежегодно используют 23 млрд пластиковых пакетов. Запрет вступил в силу с 1 марта, но его исполнение сразу было отложено из-за иска в Верховный суд штата. Он был подан компанией Poly-Pak Industries, производящей различные виды упаковки.
На днях комиссар Государственного департамента по охране окружающей среды Бэзил Сеггос заявил, что поскольку его ведомство выиграло процесс, закон все-таки вступит в силу с 19 октября. Магазины не смогут выдавать одноразовые пластиковые пакеты бесплатно. Они должны будут предлагать покупателям купить бумажные сумки по 5 центов (3,9 рублей). Причем 2 цента из них будут перечисляться муниципалитетам, а 3 — в Фонд защиты окружающей среды Нью-Йорка, средства которого идут на проекты по сохранению и охране окружающей среды.
Исследование ООН, проведенное в 2019 году, показало, что к этому времени использование одноразового пластика так или иначе начали контролировать 127 стран. В основном они применяют экономические методы воздействия — взимание платы за пакеты. И действительно, объем их продаж значительно уменьшился. Естественно, одновременно увеличились продажи многоразовых сумок. В Британии их называют «bags for life» — «сумка на жизнь». На всю жизнь их, конечно, вряд ли хватит, однако использовать можно много раз — в зависимости от материала, из которого она сделана. Это может быть ткань, натуральные волокна типа джута, тканые синтетические волокна или толстый пластик.
Если в 2018 году 8 основных сетей супермаркетов Великобритании продали 960 млн таких сумок, то уже через год их было 1,24 млрд. Однако, по данным Гринпис, общее количество продаваемого пластика в стране выросло на 26%. Исследователи подсчитали, что в среднем каждое домохозяйство использует в год 54 плотных пластиковых мешка. Исходя из этих цифр, «сумка на жизнь» является скорее «сумкой на неделю». В связи с этим в Гринписе считают, что продавать их нужно не по 10 пенсов, а по 70. Надеясь, видимо, таким образом стимулировать британцев к более бережному и, соответственно, более долгому их использованию.
При этом большинство потребителей готовы идти на некие жертвы ради экологии. 34% европейцев считают пластиковые отходы крайне вредными для окружающей среды и 74% согласны с тем, что её защите необходимо уделять приоритетное внимание, даже если это замедлит экономический рост.
Но проблема не только в одноразовых пакетах. Гораздо сложнее бороться с упаковкой для рыбы, мяса, фруктов, овощей и других продуктов. Пластик — популярный, дешевый и удобный материал, найти замену которому трудно. Он легче, чем другие упаковки, что делает его более выгодным при транспортировке. Его свойства обеспечивают долгое хранение продуктов. Поэтому чтобы в корне переломить ситуацию, свое поведение должны изменить не только потребители, но и производители.
По материалам: think.ing.com, pix11.com, dec.ny.gov, news.wbfo.org, japantimes.co.jp