Новая цель Европы – 55% CO₂

Колонка редактора

22 июля 2021 . 12:34

Еврокомиссия представила новый план «Fit for 55», который должен приблизить ЕС к выполнению Парижского соглашения по климату и уже к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55%. На что Европа делает ставку?

Европа, как известно, поставила перед собой амбициозную цель —

к 2050 году стать первой в мире углеродно-нейтральной частью света.
11 декабря 2019 года 27 стран-участниц ЕС заключили Европейскую зеленую сделку, которая запустила кардинальную перестройку всей экономики ЕС. Главная особенность этого пакта — обязательные к исполнению цели сокращения выбросов. Этим он отличается от большинства других документов в сфере экологической политики, к примеру, Парижского соглашения, которое носит рамочный характер.

И вот теперь Еврокомиссия представила пакет мер, которые должны привести Европу к промежуточной цепи — к 2030 году снизить количество выбросов на 55% по сравнению с 1990 годом.

Главная ставка сделана на торговлю сертификатами на выбросы, в которую будут вовлечены все отрасли промышленности и даже внешняя торговля.

Бесплатные или льготные разрешения на эмиссию парниковых газов постепенно будут отменены. К примеру, сейчас немецкие авиалинии имеют скидку 85% на такие сертификаты. Однако платить придется за все выбросы без исключения. Это коснется не только авиации, но и морского транспорта.

Еще более радикальные перемены ждут автопром. К 2030 году «выхлопы» СО2 от машин должны снизиться на 55% и составлять не более 95 граммов на километр пути. А с 2035 года все новые автомобили должны иметь нулевые выбросы.

По оценке министра транспорта Германии Андреаса Шойера, для достижения поставленной цели через десять лет в стране должно насчитываться 14 млн электромобилей (по состоянию на 1 апреля 2021 года их было 365 300). Придется расширять и сеть электрозаправок, расстояние между которыми не должно будет превышать 60 км.

К 2025 году плата за выбросы от «бензиновых» машин взлетит с нынешних 25€ до 55€ за тонну СО2. Топливо, естественно, подорожает. То есть европейцев буквально вынуждают пересаживаться на электрокары.

Во внешней торговле Евросоюз тоже ждут перемены. С 2026 года планируется ввести пограничный углеродный налог, который придется платить производителям «климатически вредной» продукции, поставляемой из-за рубежа — например, стали, алюминия, цемента или удобрений. Таким образом, еврокомиссары хотят защитить предприятия ЕС от внешней конкуренции.

Все средства, полученные от продажи сертификатов и налоговых сборов, пойдут исключительно на программы декарбонизации и другие климатические проекты.

Еврокомиссия ставит новую цель и в области энергетики. К 2030 году 40% всей энергии должно производиться из возобновляемых источников. А общее потребление предписано сократить на 36-39% — за счет внедрения новых технологий и повышения энергоэффективности во всех отраслях. К примеру, новая директива требует от государственного сектора ежегодно обновлять 3% своих зданий.

Одним из первых на новый план Еврокомиссии отреагировал Европейский сектор переработки отходов в энергию. Как заявили в CEWEP*, все заводы по энергоутилизации со временем станут углеродно-нейтральными. Технологии улавливания углерода на выходе из трубы сейчас активно разрабатываются. Несколько предприятий такие системы уже запустили. Но и сегодня заводы по переработке отходов в энергию значительно сокращают углеродный след, напомнили в CEWEP. Они уменьшают свалки, тем самым предотвращая гниение отходов и выбросы в атмосферу метана — газа, в 86 раз более ядовитого, чем CO2. Также заводы производят энергию, снижая добычу и сжигание ископаемого топлива.

Завод Amager Bakke в Копенгагене

План «Fit for 55» предписывает сектору землепользования, лесного и сельского хозяйства выйти на климатическую нейтральность досрочно — к 2035 году. Еврокомиссары подсчитали, для достижения этой цели в 2030 году растения на территории ЕС должны поглощать из атмосферы не менее 310 миллионов тонн углекислого газа. Это потребует посадки трех миллиардов деревьев.

Новый план Еврокомиссии теперь должен утвердить Европарламент. Без дискуссий и споров точно не обойдется. Часть экспертов и политиков считает принятые цели недостаточными. Например, зеленая коалиция Европарламента настаивает на снижении выбросов на 65% к 2030 году. Другим же критикам поставленные цели показались слишком смелыми, поскольку резкое сокращение выбросов неминуемо приостановит экономический рост в странах с высокоуглеродной экономикой — Польше, Чехии и Германии. Для стран Восточной Европы столь стремительная трансформацию будет болезненной. К примеру, в Польше около 80% электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях.

Угольная шахта Туров, Польша

Одной из площадок для обсуждений станет и 26-я Конференция ООН по изменению климата. Она пройдет с 1 по 12 ноября 2021 года в Глазго. На саммит возлагаются большие надежды. Именно там, как ожидается, будет выработан новый маршрут развития человечества, который обеспечит выполнение Парижского соглашения и ограничит глобальное потепление до 1,5°C.

*CEWEP — Конфедерация европейских заводов по переработке отходов в энергию, включающая около 410 заводов из 23 стран ЕС, которые составляют более 80% мощностей по переработке отходов в энергию в Европе.

«Fit for 55», который должен приблизить ЕС к выполнению Парижского соглашения по климату и уже к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55%. На что Европа делает ставку?

" data-title="Новая цель Европы – 55% CO₂" data-counter="">
Читать далее
От костра до завода: Как...

Это не значит, что 19 век был золотым для Земли, а сейчас все плохо, если ни сказать ужасно. Все дело в том, что мы потребляем и используем в повседневном быту: раньше это были продукты природного происхождения, которые, если не утилизировались в домашней печи, то попросту перегнивали в почве....

01 Декабря 2017
Всё о шлаке и летучей золе

Очередной выпуск программы «Среда с Петросяном» вышел в эфир из Вены, где сейчас проходит Международный форум Waste-to-Energy. И как раз в среду состоялся симпозиум по путям удаления, переработки и...

05 Октября 2018
Кто и почему закрывает...

Власти Мадрида приняли решение закрыть старейший мусоросжигательный завод Valdemingómez. Сделать они это планируют к 2025 году и называют этот шаг ключевым в улучшении управления отходами.

04 Октября 2018
Сообщение